Современные моторные масла содержат присадки, которые улучшают свойства масла и компенсируют недостатки нефти. Чистое базовое масло, даже самого высокого качества, не может справиться с задачами, возложенными на него создателями двигателей легковых и грузовых автомобилей, лодочных моторов, снегоходов и другой моторной техники. Для моторных масел, используемых в двигателях легковых автомобилей, доля содержания базового масла в моторном составляет от 70 до 80% от стоимости конечного продукта, добавки составляют остальные 20 – 30%
Присадки помогают маслу выдерживать экстремальные рабочие условия. Даже самые лучшие базовые масла не могут защитить двигатель от воздействия высоких температур, коррозии и износа. Присадки делают хорошие базовые масла еще лучше, позволяют увеличить интервал замены масла.
Виды присадок:
- Присадки, улучшающие индекс вязкости (IS) - одни из наиболее важных. Вязкость масла - способность оставаться в жидком состоянии при низких температурах, но оно также должно быть достаточном густым для смазывания всех деталей двигателя. Масло с высокой вязкостью имеет плохую текучесть и клейкость, масло с очень низкой вязкостью будет протекать через двигатель, как вода, не покрывая защитной плёнкой детали. В базовое масло добавляют полимеры, которые поддерживают его вязкость в широком диапазоне температур.
- Противоизносные присадки вступают в химическую реакцию, образуя барьерную плёнку, которая предотвращает износ металлических деталей при контакте друг с другом, для этого добавляют дитиофосфат цинка, серу, галогены, фосфор, бор и дисперсанты.
- Антиокислительные присадки замедляют процесс окисления масла и блокируют каталитический эффект. Для этого добавляют амины, фосфаты цинка и фенолы.
- Диспергаторы помогают приостановить накопление дисперсных загрязняющих веществ в масле, освобождая поверхности двигателя от шлама и отложений. Для этого добавляют беззольные дисперсанты.
- Моющие присадки помогают приостановить и образование дисперсных загрязняющих веществ в масле и предотвращать образование твёрдых отложений. Они наиболее эффективны при накоплении отложений при высокой температуре. Соединений кальция и магния, реже бария выполняет эту задачу.
- Противозадирные присадки. Их задача - покрытие металлических поверхностей двигателя плёнкой для защиты от задира крупными контактными деталями под сильным давлением. Реакция этой присадки с поверхностью металла активируются только при высоких температурах и высоких нагрузках, только тогда формируется защитный слой от износа на деталях.
- Пенные ингибиторы уменьшают поверхностное натяжение пузырьков воздуха и заставляют их лопаться. Предотвращают вспенивание масла.
- Модификаторы трения используются для увеличения смазывающих свойств масел, с целью снижения трения и повышения экономии расхода топлива. На преодоление трения расходуется большой объем энергии, использование этой присадки позволяет использовать масло с низкой вязкостью, и тем самым и снизить затраты на топливо.
- Депрессорные присадки дают высоковязкому маслу хорошо работать даже при низких температурах. Депрессантные полимеры ингибируют образование кристаллов, чтобы свести к минимуму повышение вязкости при низких температурах.
- Ингибиторы коррозии образуют защитную плёнку над поверхностью деталей, защищая от влаги и загрязнениям. Большинство ингибиторов ржавчины и коррозии образуют физический барьер, но некоторые ингибиторы предотвращают коррозию путём нейтрализации кислот.