Виды масел: как не ошибиться в выборе

Самое первое в мире моторное масло было запатентовано в 1873 году американским доктором Джоном Эллисом. В 1866 году Эллис изучал свойства сырой нефти в медицинских целях, но обнаружил, что сырая нефть обладает хорошими смазочными свойствами. Эллис залил экспериментальную жидкость в заклинившие клапаны большого V-образного парового двигателя. В результате клапаны освободились и стали двигаться свободнее, а Джон Эллис зарегистрировал Valvoline (от Valve — «клапан» и Oil — «масло», то есть «клапанное масло») — первый в мире бренд моторного масла.

Первое масло было минеральным. Шли годы, конструкция двигателей совершенствовалась, география их применения расширялась. Требовались масла с новыми свойствами. Для получения новых свойств в минеральное масло начали добавлять присадки, а когда и таким способом получаемое масло перестало удовлетворять потребности автомобильной и в первую очередь авиационной промышленности, масло стали синтезировать, чтобы получить масло подобное минеральному, но с постоянной температурно-вязкостной стабильностью, т.е. чтобы при холодной температуре масло было более жидким, чем может быть минеральное, а при высокой – более густым. Кроме этого, синтезом удалось получить синтетическое масло с гораздо большими сроками эксплуатации, чем у минерального масла.

Основная часть.

Исходя из особенностей процесса создания, любое моторное масло состоит из:

  • Базового масла, составляющего основной объем моторного масла, заливаемого в двигатель внутреннего сгорания.
  • Присадок, улучшающих свойства базового масла (антиокислители, противоизносные, противовспенивающие добавки и т.д.). и производится путем загущения маловязкой основы макрополимерными присадками.

Пожалуй, это вся основная информация о том, что из себя представляет современное моторное масло. Далее - тонкости. В качестве базовых масел в большинстве случаев используются дистиллятные и остаточные компоненты различной вязкости (углеводороды) и их смеси, углеводородные компоненты, полученные гидрокрекингом и гидроизомеризацией, а также синтетические продукты (поли-альфа-олефины и эфиры).

По химическому составу масла делятся на:

  • Минеральные (нефтяные). Производятся непосредственно из сырой нефти путем ее перегонки с последующей кислотной или селективной очисткой масляных фракций. Высококачественное минеральное масло становится лучшим сырьем для изготовления смазочных масел. Такое масло обладает стабильными свойствами, в частности стабильной растворимостью присадок, эффективностью их действия, а также обеспечивает минимальный износ прокладок и сальников, особенно старого образца. В нормальных эксплуатационных условиях смазочных свойств минерального масла вполне достаточно при условии правильного выбора подходящей вязкости. Однако, на базе минерального масла трудно, а иногда и невозможно разработать такой смазочный материал, который бы обладал отличными свойствами при низких температурах и в то же время сохранял достаточно высокие смазочные свойства и при высоких эксплуатационных температурах.
  • Полусинтетические. Являются промежуточным классом, получаются при добавления в минеральное масло синтетических компонентов, что позволяет производить обладающие хорошими свойствами при низких температурах всесезонные масла SAE 5W-XX, которые технологически трудно и дорого производить на базе одного только минерального масла. По стоимости обычно дороже минеральных и дешевле синтетических масел.
  • Синтетические. Производятся путём органического синтеза на основе нефтепродуктов (так же, как и минеральные, но с намного более глубокой переработкой исходного сырья). Так как органическим синтезом можно получать самые разные по химическому составу соединеуния, синтетические масла могут очень сильно отличаться по своему составу. Разницу характеристик обеспечивает уровень сложности применяемых технологий. Новые технологии, как правило, удел сильнейших нефтехимических корпораций, хотя случаются прорывы и у российских разработчиков. Синтез синтетического масла позволяет создать масло, обладающее разнообразными свойствами: отличные свойства при низких температурах, в т.ч. легкая прокачиваемость и смазка в холодных условиях; отличные свойства при высоких температурах, стабильность против окисления, низкая летучесть и расход масла. Тем не менее, само по себе применение синтетического базового масла далеко не всегда гарантирует высокие свойства. Для обеспечения высочайшего качества требуется высокопрофессиональный подбор компонентов и оптимизация их смеси. Это обуславливает весьма большую разницу в стоимости и эффективности казалось бы сходных синтетических масел («не все то золото, что блестит» или не каждое синтетическое масло одинаково хорошо для двигателя того или иного автомобиля!).

Кросс-видовая классификация моторных масел.

Следующая классификация разделяет моторные масла на классы в зависимости от химического состава и способа производства базы (базового масла), составляющей до 99% массовой доли моторного масла, которое заливается в ДВС. Остающаяся до 100% часть – присадки. Все базовые моторные масла (минеральные, синтетические и их производные – полусинтетические масла, при производстве которых часть минерального масла заменяется синтетическим) делятся на следующие классы:

  • базовые масла, произведенные методом селективной очистки и депарафинизации растворителями сырой нефти (обычные минеральные масла),
  • высокоочищенные базовые масла с низким содержанием ароматических соединений углеводородов и парафинов, повышенной окислительной стабильностью (масла, прошедшие гидрообработку: улучшенные минеральные масла),
  • базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга или полученные из газа по технологии GTL (Gas – to - liquids), приближаются по свойствам к синтетическим маслам при более низкой стоимости производства: по сравнению с базовыми маслами, получаемыми традиционными способами очистки, имеют безоговорочные преимущества (более высокие смазывающие, моющие свойства, химическая и температурная стойкость и т.д.). Несмотря на то, что масла, получаемые этим методом делаются из нефти, как и любое другое минеральное масло, структура молекул подвергается таким значительным изменениям, что на молекулярном уровне получаемое масло не имеет ничего общего с минеральным.
  • синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Полиальфаолефины (ПАО) или poly-alpha-olefin (PAO, poly – α - olefin) используются при производстве смазочных материалов в качестве базового масла. Полиальфаолефины получают из этилена путём реакций синтеза. Газ этилен является простейшим алкеном (он же олефин, этиленовый углеводород C2H4). Путём химических реакций (олигомеризация в среде катализаторов) из этилена получается децен (C10H20) или до-децен (C12H24). Путём взаимодействия с катализаторами жидкости превращаются в поли-альфаолефины требуемой вязкости. В результате ПАО синтеза получается однородное вещество, лишённое примесей серы, ароматических углеводов и металлов. К основным преимуществам масел на базе ПАО-синтетики относят:
    • Высокие антифрикционные свойства масла;
    • Экономию топлива через снижение трения;
    • Устойчивость к высокотемпературным перегрузкам;
    • Низкий расход масла на угар, низкую испаряемость;
    • Высокую стойкость к окислению;
    • Высокую стабильность химических свойств в течение периода использования;
    • Чистоту внутренних поверхностей двигателя благодаря высоким моющим свойствам;
    • Легкий запуск двигателя при низких температурах;
    • Увеличенный межсервисный интервал.

  • другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы (сложные эфиры - эстеры, гликоли и др.). Эстеры являются сложными эфирами (структуры R – O – R), образуются в процессе нейтрализации карбоновых кислот спиртами. По сравнению с ПАО эстеры имеют ряд преимуществ и недостатков. В качестве сырья для производства эстеров используются растительные масла (рапсовое, кокосовое и т.д.). Эстеры по сравнению с другими основами имеют ряд преимуществ: поляризация молекул эстеров (распределение электрического заряда) обеспечивает прилипание молекул к металлу. Вязкость эстеров можно задавать уже на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются при производстве эстеров, тем большей вязкостью будет обладать получаемое базовое масло. В итоге при производстве базового масла можно обойтись без загущающих присадок, которые имеют свойство выгорать в ходе работы масла в двигателе. Современная технология позволяет создавать полностью био разлагаемые масла на основе эстеров. Эстеры являются экологически чистым продуктом, при их производстве используются возобновляемые ресурсы. Эстеры легко утилизируются.

Главным недостатком эстеров является высокая гигроскопичность и низкая стабильность хранения. Использование эстеров приводит к разбуханию уплотнительных элементов (сальников). В настоящее время 100% эстеровые масла производят только для узкоспециализированных областей применения, таких как масла для смазки высоконагруженных компрессоров холодильников и кондиционеров. Большую часть современных премиальных синтетических масел производят с использованием смеси ПАО и эстеров. Подобная композиция позволяет получить высококачественное масло, в котором низкополярные свойства ПАО компенсируются высокополярными свойствами эстеров.

Единственным смыслом данной классификации является ответ на вопрос об окисляемости, и как его производной, сроку службы того или иного вида масла, который увеличивается от минерального к гидрокрекинговому и далее к синтетическому маслу. Когда все выпускаемое в России топливо будет соответствовать стандарту Евро-5 и произойдет переход на удлинённые интервалы сервисного обслуживания автомобиля (2 года или 30 000 км, например), будет иметь смысл использовать только синтетическое масло. До тех пор, пока этого не произошло, а масло имеет соответствующую вязкость, протестировано и одобрено по классам качества (API, ACEA, ILSAC и т.д.) и допускам, которые определены производителем вашего автомобиля, такое масло можно и нужно применять в вашем случае, особенно в том случае, если Вы уверены в том, что оно не фальсифицированное!

По назначению масла делятся на:

  • Моторные масла. Применяются в двигателях внутреннего сгорания.
  • Трансмиссионные, редукторные масла. Применяются в коробках передач, редукторах.
  • Пластичные (консистентные) смазки. Используются в узлах и механизмах, в которых применение жидких смазок не целесообразно по конструктиву.
  • Индустриальные масла. Закалочные, электроизоляционные, теплоносители, гидравлические – применяемые в индустриальных решениях для смазки, консервации, охлаждения и т.д.

Заключение.

Не важно, масло какого производителя Вы выберете для своего автомобиля или мотоцикла, важно чтобы выбор был сделан только на основании рекомендаций и ограничений разработчика автомобиля, а масло было оригинальным! Попытка сэкономить 300-400 рублей на замене масла приводит к печальным результатам уже после первых тысяч использования фальсифицированного масла. Ремонт поврежденного двигателя обходится в копеечку, а в ряде случаев некоторые узлы и агрегаты двигателя выходят из строя окончательно! Используйте правильное оригинальное масло! Наслаждайтесь управлением автомобилем и восхищайтесь надежностью работы двигателя и трансмиссии!

Назад к списку
Комментарии 0
Оставить комментарий
Комментировать
Комментарии публикуются после проверки модераторами. Перед отправкой вашего комментария убедитесь, что он не нарушает правил модерации.
Email на сайте не публикуется. На вашу почту придёт уведомление о статусе комментария.